Мощность и вращающий момент

  

Отображаемый расход воздуха, который нам выдает на диагностику ЭБУ, скажем так, «косвенный». Зависит от многих параметров и точнее бывает в устоявшихся оборотах. Т.е, не в «разгоне», когда режимная точка меняется, а в стабильном состоянии.  Грубо, но суть думаю понятна. Как-нибудь позже постараюсь обширнее изложить понятия показателя расхода воздуха, но не в этой статье.

И так, получили «мы» эти 100 л.с на 6000 об/мин., и что? На дороге нас какая-нибудь «стоковая» 21114 с родным 8 кл. двигателем объезжает, и где наши 100 лошадок?  Даже как-то и обидно бывает, думаю многие попадали в такие ситуации. Есть более точный расчет мощности и момента! Но опять же, без погрешностей не обойтись. Но расчет будет максимально приближенным к действительности.О нем бы хотел бы вам рассказать!

В данном случае мощность и момент будут сниматься в реальных условиях с колес, а не с двигателя. Нам то нужно нечто реальное, а не бумажками с показателями махать! Нам понадобится Сканер для записи данных, а далее можно посчитать в EXСEL.

Я пользуюсь программой «DataLook» (www.ssvsoft.ru), которой я и пользуюсь во время настройки и откатки прошивки. В программе очень много расчетов можно произвести.                                                        

  • Для данного расчета нам нужно знать максимально точно;
  • Массу автомобиля, включая вес водителя и топлива в баке
  • Передаточное число КПП и ГП
  • Диаметр колеса

На просторах интернета много про это расписано, но я простую формулу напишу. Ну и собственно сама формула и особенности расчета. Простая физика: кг/м/сек и есть момент силы. Например, тянуть 10кг в 1сек на 1 метр, это и есть 10кгм/сек, это и есть 10*1*0,009807=0,09807 kw/сек, и переводим в л.с. В итоге получается, 10*1*0,009807*1,36=0,1333... л.с.

0,009807- это перевод кг в kw, а 1.36 – это перевод kw в л.с.

И получается, что зная массу авто, передаточные числа, диаметр колеса и время, мы можем рассчитать примерную мощность в данном конкретном случае. Почему примерную, а потому что нам в сканер отдаются параметры с разными временными промежутками, поэтому и сам конечный расчет искажается. Но и скорость в сканере у нас не фактическая, обычно всегда в +, порою погрешность бывает выше 15км/ч. Поэтому и надо рассчитывать фактическую скорость на основе данных КПП, ГП и диаметра колеса!

Ближе к реальным расчетам теперь. Чтобы посчитать ускорение, нужно дельту оборотов разделить на дельту времени. А чтобы посчитать силу, надо массу умножить на ускорение.

К примеру, берем ВАЗ 2170 (Приора). Масса авто, например, 1270кг, делаем тест на 3 передаче:

КПП 3я передача = 1.36, ГП = 3.7, диаметр колеса 57мм.

Допустим, на оборотах 6000 за одну сек дельта скорости 3 км/ч, что равно 0.83 м/с, Чтобы посчитать усилие на колесе, нужно радиус колеса привести к рычагу в 1 метр. Т.е., 57/2/100=0.285м Теперь вычисляем силу в N/M, приложенную к колесу в данный момент на ускорение:

1270*0.83*0.285=300.42 N/M сек., переводим в кВт на привод по оборотам!

Обороты двигателя – 6000об\мин делим на передачу и редуктор получаем в минуту обороты привода колеса. 6000/1.36/3.7=1192.37 об\мин. Вычисляем мощность, формула расчета такова; N/M*об.мин/9549*1.36=Л.С. Считаем:

300.42*1192.37/9549*1,36=51.017 л.с.

Выводим момент на этих 6000 об\мин, 51.017/1.36*9549/6000=59.7 N/M. В итоге получается, что на 6000 об\мин у нас есть с колес 59.7 крутящего и 51.017 л.с. По моим наблюдениям, разница силы с колес к силе с двигателя, примерно + 18-25%. Если приравнять эти цифры к двигателю, то получится ~ 72.84 крутящего и 62.24 л.с.

И опять же, потери в трансмиссии (мех.потери) очень даже разные, поэтому точно сказать к сожалению, не возможно. Поэтому все примерно, а вот с колес получается максимально приближенно. В итоге получается, нам в сканере на этих оборотах выдается 300кг воздуха, что по «интернет расчетам» есть 100л.с, а по факту вот такие циферки лезут. Допускаю что и неверно посчитал, но считаю этот результат, более достоверным!

К тому же, можно произвести замер, как бы до прошивки и после. Главное, чтобы условия проведения теста, были одинаковыми. Вот мой пример рассчитанный в Excel. Авто Приора, вес на время теста составил

1170кг, +20л топлива=15кг, два человека в салоне, ~ 150кг, итого=1355кг.

 

мощность и момент